Жизнь махалли

Рухи мәркәзебез Казанда чыгып килүче “Иман” гәҗитәсе үзенең 2-нче санында Үзәк Диния нәзарәте рәисе, Баш мөфти, Диния нәзарәте тарихында уникенче мөфти булып хезмәт итүче Тәлгать хәзрәт Таҗетдин белән зур әңгәмә бастырды. Шул сөйләшүнең бер өлешен Сезнең игътибарга да тәкъдим итәбез.

Волжская Булгария, зародившись на территории современных Татарстана, Чувашии, Ульяновской и нескольких сопредельных областей, в сравнительно короткий срок расширила свои пределы. В моменты наибольшего могущества на западе она граничила с Владимиро-Суздальской Русью, оспаривая у нее Муром (по сведениям Р.Набиева, до XI-XII вв. Ростов, Суздаль, Москва, Муром входили в булгарскую провинцию «Джир»). На востоке подчинила западносибирских кыпчаков – оймеков (XII в.). На юге – расширилась до Нижнего Поволжья, вступив тем самым на территорию своего бывшего сюзерена. На севере – есть данные об использовании булгарами в качестве резервного торгового пути реки Печоры (современная Республика Коми) и Белого моря. 
В первую очередь, объектами исламского призыва стали, помимо самих булгар, их ближайшие соседи: буртасы, башкиры, сувары, кыпчаки, марийцы, мордва, удмурты. Степень их восприятия ислама оказалась различной – какие-то народы полностью приняли ислам, например, буртасы и башкиры, среди других народов ислам распространился слабее, но из этих народов не осталось ни одного, кто бы полностью отверг ислам. 
Как и во все времена и во всех странах, в распространении ислама в регионах, подчиненных Волжской Булгарии или соседних с ней, выделяются два этапа. Первый: поселение на новых для ислама землях мусульман, служащих примерами для окрестного населения. Таковыми были распространители ислама воины-газы в Средней Азии (их потомков называют «худжа», варианты «кожа», «аже») и на Балканах, в Северной Африке и в Испании. Места их поселений – «рибаты» становились форпостами мусульманской цивилизации, из оборонительных крепостей они становились цитаделями знаний. Одними из самых первых рибатов были города Куфа – родина имама Абу Ханифы, Басра – родина великого ученого Хасана аль-Басри (учитель Умара ибн Абдуль-Азиза и имама Абу Ханифы) и Фустат (впоследствии на его месте вырос огромный Каир, прославившийся всемирно известным университетом «Аль-Азхар»), основанные еще праведным халифом Умаром. Уважение, проявляемое к этим распространителям ислама – газы, было столь велико, что даже их потомки занимают особое место в традиционной структуре родов мусульманских народов. Как правило, именно из их среды выходили ишаны. В эпоху Омейядского, Аббасидского и Османского халифатов движение газы носило преимущественно суфийский характер. Многие из газы, не будучи согласными с разрушением нравственности, воцарившимся во дворцах султанов и их наибов, тем не менее все свои усилия направили не на борьбу с этими правителями – все же мусульманами, а на распространение ислама среди немусульманских народов. 
Вторым этапом исламизации было то, что впоследствии под воздействием этих поселенцев-мусульман местные племена также принимали ислам или, по крайней мере, относились к нему лояльно, постепенно входя в орбиту мусульманской цивилизации. Именно подобным образом, путем культурного проникновения, через булгарских купцов и ремесленников, не навязываясь, распространялся ислам и среди народов, входящих в орбиту интересов Волжской Булгарии. Продвижение ислама носило следующий характер – из центра постепенно к окраинам государства, и далее в области, подчиненные торговому и политическому влиянию молодой державы. 
БУРТАСЫ 
Первыми среди этих народов, наверное, следует выделить буртасов, на основе которых при участии булгар, мещеры, а также мордвы, чувашей, а в золотоордынский период и кыпчаков с монголами возник субэтнос современных татар-мишарей. Первым историческим свидетельством о них многими считается упоминание Геродота об «акацирах», размещаемых им в правобережье Волги в ее среднем течении, что соответствует району современного расселения татар-мишарей. При этом слово «акацир» производят от тюркских «акац» («агач» – дерево) и «ир» (мужчина, распространенное окончание тюркских этнонимов). В любом случае, проникновение тюркских племен на территорию Мещеры (Республика Мордовия, Пензенская, Нижегородская области), впоследствии принявших ислам, датируется не позднее VIII в. по Григорианскому летоисчислению, хотя, возможно, что племена буртасов, позже вошедшие в Булгарское государство, поселились здесь и раньше – с IV-V в., если не в более ранний период. 
Относительно происхождения буртасов бытуют различные мнения. Большинство исследователей пишут об их тюркском происхождении, хотя существуют также версии об их североиранском или финно-угорском происхождении. Буртасы не позднее X в. входят в состав Булгарского государства, и, по-видимому, уже тогда становятся мусульманами, по крайней мере, значительная их часть. Во всяком случае, уже в X в. основной денежной единицей на территории их расселения становится серебряный арабский дирхам (или его булгарская копия). Более того, через территорию расселения буртас шло дальнейшее распространение ислама на запад. Буртасы достаточно активно участвовали в жизни Волго-Камской Булгарии, и сами в свою очередь несли свет ислама соседним народам – финно-уграм, а позже и славянам. 
Здесь же необходимо отметить и мещеру – выделяемое некоторыми историками племя, по-видимому, финского происхождения, населявшее в древности территорию Нижегородской, Владимирской, Рязанской, частично Московской областей и давшее свое имя этой земле. Согласно мнению многих ученых восточная часть Мещеры, контактируя с тюрками – буртасами и булгарами, приняла ислам и перешла на тюркский язык, передав свое имя (этноним) мишарям – части современного татарского народа. Западная же ее часть, войдя в состав русских княжеств, впоследствии обрусела, оставив после себя лишь названия рек и местностей, подобно североамериканским индейцам. Граница между Булгарией и Владимиро-Суздальской Русью прошла как раз по местообитанию этого народа. Историкам, например, известен факт соперничества в булгарский период между мусульманскими и христианскими проповедниками за население города Мурома (преимущественно угро-финское) во Владимирской области, зафиксированный в древнерусских летописях. 

   Международная Исламская Миссия, Верховный Совет мусульман Кавказа, Центральное Духовное управление мусульман России при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, выступили с инициативой о созыве международной научно-практической конференции на тему: «Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие». 


   13 июня 2009 года (в субботу) организуется коллективный выезд в Шахри Болгар на юбилейные торжества – 1120 – летия принятия Ислама в Шахри Болгарах. 

ЦРО Духовное управление мусульман Чувашской Республики
429360, Чувашская Республика, Батыревский район, с. Шыгырдан, ул. Ленина, 60
Тел. 8 (83532) 63-842
E-mail: medrese21@mail.ru

Чебоксарская резиденция Муфтията Чувашии
428000, г. Чебоксары, ул. Гладкова, 18
Тел.: 8 (8352) 62-09-22

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.