О ДСМР

Централизованная религиозная организация Духовное собрание мусульман России (ДСМР) - организовано по инициативе региональных централизованных религиозных организаций мусульман Российской Федерации.

ДСМР учреждено в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международного права, Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ; Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ. ДСМР создано на основе   Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), придерживается богословско-правового направления (мазхаба) ученых, последователей имама Агзама Абу-Ханифы и основ акыды Ахлю-Сунна валь-Джама'а,  изложенных в трудах имама Абу Мансура аль-Матуриди (да пребудет с ними милость Всевышнего Аллаха), а так же опирается  на духовно-канонические принципы и традиции Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (созданной по высочайшему Указу Екатериной второй в 1788 году).

Учредителями Духовного собрания мусульман России  выступили: централизованные религиозные организации Духовные управления мусульман Сибири «Омский Муфтият»; ДУМ города Москвы и Центрального региона "Московский Муфтият"; ДУМ Чувашской Республики.  В состав учредителей вошли также местные религиозные организации мусульман Томска, Томской области и Чувашской Республики с более чем вековой историей и опытом работы.

ДСМР зарегистрировано в органах Министерства юстиции Российской Федерации 10 октября 2016 года (№ свидетельства о государственной регистрации 1167700068403). 30 ноября 2016 года в «Президент-Отеле» г. Москва состоялось первое торжественное учредительное заседание ДСМР с участием гостей из 12 стран. Единогласно избранному руководителю Духовного собрания мусульман России, муфтию Альбиру Крганову, как достойному продолжателю славных традиций исламского духовного просвещения на территории Российской Федерации, были вручены символы ДСМР - чернильница с пером, посох, чалма.

Глава ДСМР.

Муфтий Крганов Альбир Рифкатович, окончил медресе Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири при мечети 1000-летия принятия Ислама в Казани, Исламский институт им. Р. Фахрутдинова при Центральном духовном управлении мусульман России, Российский исламский Университет, факультет Чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, магистратуру Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Член Общественной палаты Российской Федерации с 2010 г. Автор и соавтор богословских книг и учебных пособий, статей и публикаций, научных альманахов.

Основными задачами ДСМР являются:

-  распространение традиционных ценностей Ислама;

- объединение религиозных организаций для координации деятельности по совместному исповеданию Ислама, обучению и воспитанию в духе мусульманских ценностей, поддержанию здорового образа жизни, веротерпимости и взаимоуважения между людьми;

- внесение вклада в укрепление мира и межконфессионального спокойствия, возрождение духовности и достижение межнационального мира и согласия в российском обществе и на международной арене.

Для достижения уставных целей и задач ДСМР осуществляет следующие формы деятельности:

- сотрудничество и реализация совместных программ с различными национальными объединениями, общественным и централизованными религиозными организациями по теме предотвращения и предупреждения межнациональных конфликтов;

- создание духовных образовательных организаций для подготовки высококвалифицированных кадров из числа религиозных деятелей;

- проведение национальных и международных религиозных совещаний, съездов, семинаров;

- деятельность по проектированию и строительству мечетей, молитвенных домов.

Порядок (условия) вступления в ДСМР.

Мусульманские религиозные организации, изъявившие желание вступить в ДСМР, направляют соответствующее заявление и получают статус организации-наблюдателя. Статус организации-наблюдателя предоставляется религиозным организациям с тем, чтобы они могли ознакомиться с деятельностью ДСМР, участвовать в дискуссиях для последующего укрепления и развития совместного сотрудничества, в том числе проведения совместных мероприятий.

Геральдический знак ДСМР.

Древняя легенда гласит о том, что Пророк Мухаммад (да будут ему мир и приветствие от Всевышнего Аллаха) направил в Волжскую Булгарию трех своих сподвижников – сахабов, передав им с собой три предмета:чернильницу, посох и чалму. Согласно этой легенде опираясь на посох пророка Мухаммада (да будут ему мир и приветствие от Всевышнего Аллаха) сахабы  впервые на этой булгарской земле выступили с  проповедью-вагазом и занимались религиозным просвещением среди булгар.

Принося дань уважения, памятуя об исторической преемственности волжскими булгарами традиционного исламского учения,  символы предметов, переданных сахабам пророком Мухаммадом (да будут ему мир и приветствие от Всевышнего Аллаха),  легли в основу эмблемы ДСМР: чернильница с пером олицетворяет духовное просветительство, посох – предводительство, чалма – аскету.

 

Выступления Альбира Крганова на учредительной конференции ДСМР:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Достопочтенные муфтии, имамы, муаллимы, аксакалы наших приходов, Уважаемые участники и гости учредительного заседания ЦРО «Духовное Собрание Мусульман России».

Ассаламуалейкум варахматуллахи вабаракатух!

В этот судьбоносный день в жизни мусульман нашей Отчизны все мы с вами собрались с единственной целью, через предпринимаемые скромные шаги удостоиться чести получения довольства Всемилостивого Аллаха.

Всевышний Создатель в Своем откровении говорит:

«Аллах не поменяет положения людей, пока они не изменят самих себя» сура «Рад» 11 аяты.

Таким образом, Всевышний напоминает нам о важности наших деяний, необходимости изменения в положительную сторону. Это указывает нам о необходимости переосмысления жизни и принятия возможно трудного, но необходимого, единственно правильного решения в своей жизни. Мы с вами являемся особой категорией людей, не элитой, как кажется некоторым, а пастырями, как пророк Мухаммад (мир ему) называл каждого из нас пастухом и ответит за свою паству, мы особые люди по ответственности не только перед народом, государством, но, самое главное, перед Творцом. И в день суда мы с вами будем стоять, как сказано в святом писании во главе своих общин и семей.

Безусловно, каждый из нас задумывается об этом великом возвращении к Милостивому Творцу и стоянии на Машхаре. Каждый из нас задает себе часто вопрос, правильное ли я принял решение, соответствует ли оно букве Священного Корана, достигну ли я довольства Аллаха, Его Пророка (мир ему), насколько я полезен делу религии и мусульманам. В данной связи возникает вопрос эффективности деятельности возглавляемых нами религиозных организаций. И здесь, согласно Сунны нашего Пророка (мир ему), наследию его сподвижников и наших славных предков, мы выстраиваем модель сотрудничества в равноправном совещании. Данный принцип прописан в Коране: «..и совещаются между собой о делах» (сура Шура, аят38). В последние десятилетия по известным вам причинам, мы, страдая от разобщенности, долго искали модель объединения на одной площадке. Обращаясь к нашей истории, мы обнаружили внятную отечественную систему структуры, созданной 228 лет назад, и на ее основе представители наших муфтиятов разработали современную модель совещания в виде «Духовного собрания мусульман России».

Тем самым, мы ведем возврат к истокам, к традициям и учреждениям, созданных нашими отцами и пращурами. Важно понять, что отцы наши были почти на 300 лет ближе ко времени Благословенного века Пророка Мухаммада (мир ему) чем мы, и, следовательно, на триста лет раньше отчетливее услышали слова Посланника Аллаха (мир ему), а движение по пути, начертанному нашими предками – это великая честь и великая радость для нас, живущих сегодня.

В данной связи также я хотел бы вспомнить положительный опыт «Бухарской школы». Отличительной чертой данной школы является ее идеологическая основа – основа многовековых традиций мусульманской общности, которой придерживались наши отцы и деды.

В современных условиях, когда продолжается процесс возрождения исламских институтов, особенно востребован опыт деятельности и «Оренбургского Магометанского Духовного Собрания». Его взаимоотношения с иноверующим духовенством, разными нациями, приходами, верховной властью и местными администрациями, и в тоже время, привитие мусульманам на основе вековых обычаев и устоев традиционного толка ислама, заслуживает сегодня особого внимания.

Мы сознательно ушли от слова Управление, возвращаясь к традициям, к названию Собрание. Мы не собираемся никем управлять, а по-братски намереваемся обсуждать насущные вопросы в рамках наших регулярных встреч на Собрании. Ибо, как говорил, Посланник Аллаха (мир ему) “Никакое племя и никакой народ не займет высокое положение, если у них сильный не выполняет свой долг перед слабым”.

Салим ибн Абдуллах сказал: «Если ты хочешь спастись от наказания Аллаха, то пусть старики-мусульмане будут у тебя на уровне отца, взрослые – на уровне брата, а маленькие – как сыновья». Вот она - формула братского взаимоотношения!

Поэтому мы не намерены управлять волей других и навязывать, кому бы то ни было,  свое мнение, а выбрали путь совещания и принятия коллективных решений согласно Сунне нашего Пророка (мир ему) и заложенного в основе первой мусульманской  централизованной структуры,  в ОМДС. Где было прописано не авторитарное решение муфтия, а согласованная работа с несколькими Казыями, которые, непосредственно находясь с муфтием рядом, имели голос в принятии религиозных заключений. К сожалению, данная выстраданная, мудрая модель принятия решения после всех потрясений в Российском государстве была отброшена. Из-за отхода от этих принципов коллективного обсуждения и принятия необходимых решений постепенно происходило разрушение выстроенной за столетия структуры.

Когда нет единства в семье, это создает ту слабость, которой легко воспользоваться тем, кто несет чужие, самые прекрасные, но, тем не менее, чужие традиции и представления о мире.

Многие молча наблюдали за этими событиями, не имея возможности повлиять на происходящее. Внешне проявляя смирение, мы чувствовали несогласие нашего сердца с очевидными управленческими проблемами, затрагивающими религиозную жизнь миллионов наших единоверцев. С помощью Аллаха данная ситуация сама подвигла найти модель преемственного наследия, объединения в единую структуру, которую назвали «Духовное собрание мусульман России». Обращаю внимание, что мы не предпринимаем шаги захвата чужого дома, а на унаследованной нами прадедами земле строим свой, собственный дом. Этот образ означает, что мы не разрушаем имеющиеся религиозные центры, не создаем новые, а с чистого листа объединяем самостоятельные, уже существующие с 20-30-летними историями, общепризнанные религиозные организации.

Любые досужие домыслы о расколе являются пылью земной, несущей в себе грязь и отравление, а не Чистоту и Солнце, и Дождь благодатным!

В свете происходящего встала необходимость принятия решения о создании новой федеральной религиозной структуры, призванной координировать наши усилия и действия в деле распространения и укрепления основ ислама, доводить до соответствующих органов власти чаяния мусульман наших регионов.

Нынешнее состояние российской уммы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Не утихают распри, не прекращаются попытки выклянчить деньги у зарубежных спонсоров, а те, кто призван вести за собой паству, нередко «дружат» друг против друга. Как долго это будет продолжаться? Чему мы учим молодежь? Наконец, что же мы с Вами оставим после себя потомкам?!

Наше объединение открыто для всех. Мы примем любого как брата. ЦДУМ, ДУМ РФ, другие уважаемые структуры, представляющие братьев-единоверцев, – мы не стремимся конкурировать с вами! Напротив, выражаем готовность стать своеобразной дискуссионной площадкой, собранием единомышленников, которое не будет загонять тот или иной муфтият в бюрократические рамки, но в спокойном доверительном ключе будет возможность обсуждать насущные проблемы. Если хотите – оставайтесь под юрисдикцией своих организаций! Ведь все мы, в конце концов, отличаемся лишь вывесками, формой чалмы да рисунком чапанов. Единственное условие даже в полуформальном объединении под аббревиатурой «Духовного собрания мусульман России» (и я хочу это особо подчеркнуть) – любовь к Всевышнему, к Его Пророку (мир ему), к нашему Отечеству – России и ее многонациональному народу. Я обращаюсь к досточтимым Талгат–хазрату, Равилю-хазрату, другим уважаемым аксакалам: Вы – старшее поколение отечественного исламского духовенства. На Вас лежит особая ответственность за судьбы российских мусульман, да и других верующих в Единого Творца, проживающих на территории нашей необъятной страны. Мы, более молодое поколение, подчас можем, как Вам кажется, в чем-то ошибаться. Если же Вы так считаете, давайте сядем, поговорим. Мы прислушиваемся к Вашему доброму наставлению. Но нельзя на протяжении многих лет огульно критиковать друг друга, поливать грязью на интернет-сайтах своих организаций и донимать государевых служащих, обивая пороги их кабинетов с  жалобами друг на друга.

Ведь получается, что мы выносим сор из избы лишь за то, что в чем-то друг с другом не согласны. А молодежь на нас смотрит… Кому же это выгодно? Разве не призывал нас в 2013 году в Уфе Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин оставить раздоры и объединиться? Так что же получается? Слова-то эти часто многими упоминаются, а воз и ныне там.

А объединение необходимо, в том числе в деле профилактики и противодействии идеям псевдорелигиозного экстремизма и терроризма.

Следует помнить, что же мы с вами оставим потомкам, нашим детям и внукам. Разрозненную ли духовную администрацию, слабую и не способную противостоять вызовам времени, подверженную давлению извне, или сплоченную, самостоятельную (как это было в веках), сохраняющую традиции России и успешно, конструктивно работающую со всеми внутренними и внешними институтами, и нашими братьями во всем мире.

Дорогие братья мусульмане! Выполнив необходимые процедуры по оформлению документов немного ранее, мы приняли решение 30 ноября, то есть сегодня 1-ого Рабиуль-авваля проведение учредительного заседания, презентацию нашей организации, объединяющей более 10 авторитетных региональных ДУМ России. Кроме этого мы подпишем соглашение с несколькими авторитетными ДУМ о сотрудничестве, которые станут организациями- партнёрами Духовного собрания мусульман России.

Мы - открытая площадка для сотрудничества с единомышленниками. Мы готовы рассмотреть предложения о взаимодействии со всеми созидающими партнерами, разделяющими с нами общие идеи и цели. Мы призываем всех присоединиться к исторической традиции Собраний и объединиться в рамках исторической правды, дабы не допустить дальнейшего раскола и остановить существующую фитну.

Нашими единомышленниками выработаны прогрессивные, реальные планы по разным направлениям деятельности. Я надеюсь, в ближайшие время вы их увидите и ощутите. И, как известно, дорогу осилит идущий. Мы полагаемся на Всевышнего и достаточно нам Его представительства. В благословенный час, дорогие друзья. Благое намерение и старания от нас, а помощь от Всевышнего Аллаха.

Спасибо за внимание.

30 ноября 2016г.

г. Москва

ЦРО Духовное управление мусульман Чувашской Республики
429360, Чувашская Республика, Батыревский район, с. Шыгырдан, ул. Ленина, 60
Тел. 8 (83532) 63-842
E-mail: medrese21@mail.ru

Чебоксарская резиденция Муфтията Чувашии
428000, г. Чебоксары, ул. Гладкова, 18
Тел.: 8 (8352) 62-09-22

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.