Президент Чувашии Н.В.Федоров “Выбор веры человеком- это его святое право”.(продолжение)

08 апреля 2009

В.ПОЗНЕР: Но все-таки, как удалось-то?

Н.ФЕДОРОВ: Есть объективные вещи. Надо ставить такую суперзадачу – не допускать коррупцию. Все начинается, как известно на Руси, с головы и с тех, кто тебя окружает. Я надеюсь, что вся атмосфера, которая создана в Чувашской республике за эти годы, крайне неблагоприятна для коррупции. Как решаются кадровые вопросы, как распределяются бюджетные деньги. Но чтобы это все было обеспечено, недостаточно одной моей воли или моих заместителей. Нужно, как сделано у нас, например, формализовать распределение всех денег налогоплательщиков, каждого рубля. У нас в Чувашии нет нужды стоять в кабинете или в приемной у министра финансов или у меня, потому что как расходятся все деньги - каждый день с утра до вечера - видно по нашему сайту, по нашему электронному правительству, потому что все распределяется по очень подробно формализованным критериям. А как они должны распределяться, все эти вопросы обсуждаются публично - через десятки законов, которые приняты парламентом Чувашской республики. То есть, есть объективные предпосылки, которые делают нашу систему самой прозрачной.

В.ПОЗНЕР: Знаете, я заметил удивительную вещь. Я пару раз с Вами ездил в Вашей машине. Я обратил внимание на то, что нет сопровождения. Это специально для меня вряд ли Вы делали. Как Вы это объясняете? Ведь у нас – я уж не говорю о высших чинах, но губернаторы – я во многих регионах бывал, - там и мигалки, и маячки, и милиция. А здесь – ничего. Это как?

Н.ФЕДОРОВ: Никакой нужды нет. Потому что если ты боишься чего-то и для этого нужно сопровождение, мне кажется, от сопровождения даже еще больше угроз. Но если ты не боишься никого, а ты боишься, когда ты обязан кому-то, когда ты чего-то не сделал, когда должен был сделать, или берешь взятки – это тоже предмет для того, чтобы бояться.

В.ПОЗНЕР: Но можете ли Вы мне сказать, что если я или кто-то, какой-то неузнаваемый по лицу человек, в Чебоксарах или где-то в Чувашии нарушит правила движения, его остановят гаишники или ДПС – что он не сунет взятку или тот не возьмет?

Н.ФЕДОРОВ: К сожалению, я не могу гарантировать, что никто не решится на то, чтобы получить или дать взятку в Чувашской республике. Но однажды мне один американец, который приехал на машине из Москвы, и по всей дороге из Москвы до Чувашии с теми гаишниками, которые его останавливали, рассчитывался деньгами… Вот в Чувашию заехал – тоже остановили его. Он тоже предложил деньги. Цитата из рассказа в моем кабинете, как только он ко мне зашел: “И тот категорически отказался, и как-то очень надулся”. Он говорит: “Почему? Я же всем давал – и все брали”. И тот ответил: “А Вы теперь уже в Чувашии находитесь”. Это простой какой-то рядовой гаишник именно так ответил американцу, который ехал на машине. Мне было очень приятно, честно признаюсь. “Вы не забывайте, что вы в Чувашии находитесь”.

В.ПОЗНЕР: Вы знаете, хочу задать вам вопрос. Меня несколько удивило Ваше резкое высказывание по поводу средств массовой информации. Я натолкнулся на него совершенно случайно. “Вот сегодня центральную, но не результативную и даже деструктивную роль играют средства массовой информации, и в первую очередь, электронные. СМИ, к несчастью, создают множество ложных кумиров и ценностей, применяя современные пиар-технологии, направленные на воспитание человека-потребителя”. Значит, Вы туда же? Во всех бедах виновато телевидение?

Н.ФЕДОРОВ: Нет. Ни в коем случае. Думаю, что это был отклик на те сюжеты, те программы, те фильмы, которые встречаются на телевидении. Если Вы этот сюжет поняли так, как будто бы я абсолютно отвергаю роль средств массовой информации как позитивного фактора, то это Вы меня неправильно поняли.

В.ПОЗНЕР: Вы за цензуру?

Н.ФЕДОРОВ: Я убежденный сторонник того, что… Слова не мои, но хорошо нам известные: “Пресса, свободная пресса – тоже зло, может быть. Но в любом случае, это меньшее зло, чем отсутствие свободной прессы”. Я против цензуры.

В.ПОЗНЕР: Вас удовлетворяет уровень свободы прессы сегодня в России?

Н.ФЕДОРОВ: Нет.

В.ПОЗНЕР: Марсель Пруст, ваш добрый знакомый хотел бы Вам задать несколько вопросов в конце программы. Вопрос первый: когда и где Вы были более всего счастливы?

Н.ФЕДОРОВ: Я думаю, что это удивительное состояние, когда в годы аспирантуры я жил в Москве, а супруга в Костроме родила сына. Я вечером позвонил из общежития, где жил, тете Соня из Костромы, и она мне сказала, что Света родила. Я говорю: “Кто?” - “Сын родился”. И я всю ночь не спал, потому что не на чем было добираться. Потом через Ярославль в Кострому я добрался – это непередаваемое, немыслимое состояние. Потом была дочь. Но первенец – это есть первенец.

В.ПОЗНЕР: А счастье вообще для Вас – это что?

Н.ФЕДОРОВ: По-моему, это очень просто в некотором смысле, и очень сложно. Формально можно ответить, что это - гармония между твоим миром и окружающей средой, гармония внутри тебя.

В.ПОЗНЕР: А несчастье?

Н.ФЕДОРОВ: Несчастье – это когда людям вокруг очень плохо, и ты не можешь им помочь.

В.ПОЗНЕР: Какое слово или выражение Вы слишком часто употребляете?

Н.ФЕДОРОВ: Любовь.

В.ПОЗНЕР: В каких случаях Вы лжете?

Н.ФЕДОРОВ: Я не допускаю, что я лгу и имею право на ложь.

В.ПОЗНЕР: Что бы Вы изменили в себе, если бы могли?

Н.ФЕДОРОВ: Не знаю.

В.ПОЗНЕР: Из того, что Вам принадлежит, чем Вы больше всего дорожите?

Н.ФЕДОРОВ: Ну, вряд ли это мне принадлежит. Но то, что есть любимые люди, семья, дети – наверное, так.

В.ПОЗНЕР: О чем Вы больше всего сожалеете?

Н.ФЕДОРОВ: Что, может быть, не смог долюбить или сказать все, что я хотел бы сказать моим покойным родителям.

В.ПОЗНЕР: Чего Вы больше всего боитесь?

Н.ФЕДОРОВ: Не знаю, чего боюсь.

В.ПОЗНЕР: Когда Вы предстанете перед Богом, что Вы ему скажете?

Н.ФЕДОРОВ: Снова боюсь, что не знаю пока. Не знаю, что могу сказать.

В.ПОЗНЕР: Николай Васильевич Федоров.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В.ПОЗНЕР: На днях я разговорился с одной женщиной из Германии. Стали говорить о детях. Выяснилось, что у нее сын 14 лет живет в Берлине, а у меня внук 14 лет тоже живет в Берлине. Она меня спросила: “Ну, как Ваш внук?” Я говорю: “Нормально. А Ваш?” Она говорит: “Ой, вы знаете, мне пришлось познакомиться с полицией из-за моего сына”. Я говорю: “А почему?”, и вот она рассказала мне такую историю. Что ее сын, поиграв в футбол, захотел пить. Зашел в магазин, взял бутылку воды. Хотел еще взять бутылку энергетика, но у него денег не хватило. Поэтому он эту бутылку спрятал в спортивную сумку, взял бутылку воды, пошел в кассу, ну а там, значит, его ждал соответствующий человек, который все увидел на мониторе и сказал “Ну-ка, идем со мной” и повел его в кабинет. И позвонил маме и сказал “Ваш сын арестован за то, что он попытался украсть бутылку энергетика, который стоит 70 центов. Я вызываю полицию, и полиция его заберет и Вам позвонит”. Действительно, полиция очень скоро позвонила, очень вежливо сказала: “Ваш сын у нас в таком-то отделении, приезжайте”. Она приехала с мужем. Ну и полицейский сказал: “Вот, пожалуйста, забирайте. Вообще, нехорошо. Это не конец истории: вас вызовут в прокуратуру. Вот протокол, который он подписал. Почитайте” – “Да, все правильно” – “Пожалуйста”.

Через два дня вызвала прокуратура. Принимала их женщина, очень вежливая, но очень-очень строгая. И вообще, разговаривала только с мальчиком- с родителями вообще не говорила. Она его расспросила, где он занимается, в какой школе, чем он увлекается, какая обстановка дома, как отношение с мамой и с папой, единственный ли он ребенок? Во что он любит играть, какие у него есть увлечения? Потом спросила: “А как ты оцениваешь свой поступок?” - все он ответил. Вначале она ему сказала: “Ты можешь вообще ничего не говорить, а можешь врать – твое право”. Ну он, конечно, все говорил.

Все это она тщательно записала, вплоть до междометий: “На, почитай внимательнейшим образом”. Он прочитал – “Подпишись, что все правильно” - он подписал. Она ему сказала: “Знаешь что? Вот этот протокол – я ему не дам хода, потому что я вижу, что ты искренне раскаиваешься, ты переживаешь. Но он будет лежать у нас. И вот если на тебя поступит хоть какая-то жалоба – даже что ты хотел без билета проехать в автобусе – то это будет передано дальше в прокуратуру и это будет у тебя записано в твоем личном деле, которое будет затребовано, когда ты захочешь поступить в институт или на работу. Имей это в виду – это всю жизнь будет тебя сопровождать. А теперь иди домой”. Вы знаете, я потом подумал: “Вот почему в Германии-то так мало воруют. Занимаются этим вот с такого возраста”. Еще пришла в голову такая мысль: “А вдруг эта история покажется интересной каким-нибудь нашим законодателям или представителям правоохранительных органов?” Вот такая история.

ЦРО Духовное управление мусульман Чувашской Республики
429360, Чувашская Республика, Батыревский район, с. Шыгырдан, ул. Ленина, 60
Тел. 8 (83532) 63-842
E-mail: medrese21@mail.ru

Чебоксарская резиденция Муфтията Чувашии
428000, г. Чебоксары, ул. Гладкова, 18
Тел.: 8 (8352) 62-09-22

Духовное управление мусульман Чувашской Республики — Муфтият Чувашии, объединенная организация мусульман Чувашский Республики. Муфтият был создан 18 мая 1994 года на учредительном собрании махаллей Республики. В состав ДУМ ЧР входят все действующие мечети Республики и общины. ДУМ ЧР действует в составе Духовного собрания мусульман России.